?

Log in

No account? Create an account
 
 
29 Октябрь 2008 @ 14:35
Лекция 7. О караимской самоидентификации. Часть 3. (2-ая редакция)  

Лекция 7. Вопрос караимской самоидентификации: Остаток библейского Израиля, отдельная авраамическая религия, иудейская секта средневековья, осколок Хазарского каганата или от всего понемногу? ЧАСТЬ 3-ая, ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Другими словами, если Авраам Фиркович и другие караимские просветители 19 века стремились к религиозной деиудезации караимов (полному отдалению их от фарисеев, которые были еретиками в глазах этих караимских просветителей, так же как и за 2000 лет до того -  в глазах первых караимов из Кумрана), то С. М. Шапшал и особенно его последователи-шапшалисты после его смерти - М.Сарач,  Ю.А.Полканов и некоторые другие (а если быть совсем точным - то, их следует назвать, скорее, ПОСТШАПШАЛИСТАМИ, так как если С.М.Шапшал был академическим тюркологом, эти люди являются любителями!) взяли курс на последовательную дегебраизацию караимов – забвение религии пророка Моисея и Библии. Именно при С.М.Шапшале в качестве гахама было прекращено изучение иврита и начался тотальный переход служб в кенасах с древнебиблейского языка на караимский тюркский. Все религиозные термины были изъяты С.М. Шапшалом уже из словаря крымского караимского диалекта, подготавливаемого им, но вышедшего уже после его смерти. Придумал он для себя и термин гахан (до того караимам неизвестный), объединивший воедино слово гахам – то есть богослов караимов, хан тюрков, и каган хазар! С.М.Шапшал объявил себя светским и духовным главой караимов одновременно, хотя гахам – это просто духовное звание, соответствующее главному раввину иудеев какой-либо области или страны, муфтию мусульман, архиепископу у католиков или митрополиту у православных. Так, в Израиле, сегодня есть полторы дюжины (!) гахамов, и никто из них ни на что, кроме решения насущных для их общины вопросов карамского богословия и юриспруденции- не претендует.

Мало кому из караимов известен и тот факт, что в отличие от Товия Симоновича Бабовича, последнего русско-египетского гахама, который предпочёл изгнание отречению от духовного сана, С. М. Шапшал публично отказался от своего сана, предпочтя стать «советским профессором»:

«Став с 1940 г. на путь советского ученого, я отказался от должности гахама, что официально подтвердил пред Уполномоченным по делам религиозных культов при Совете Министров Лит.ССР в 1945 г. г. Вильнюс, 22 апреля 1954 г. С.Шапшал. Автобиография проф. С.М.Шапшала.

Как же можно его сегодня подавать караимам Европы в качестве Вечного и Безгрешного Первосвященника, практически караимского святого?!

Увы, шапшализм и особенно постшапшализм дали свои плоды. Ведь даже тогда, когда СССР и Варшавский договор распались, и порабощённые сталинизмом народы и этносы стали воскрешать свою религиозную жизнь, и среди них и соседи караимов – русские, поляки, литовцы, украинцы, крымские татары, крымчаки -  то караимы Восточной Европы остались единственными, практически незатронутыми процессами возрождения религиозного самосознания. За исключением нескольких старейшин, пытавшихся как-то воскресить религиозную жизнь в нескольких местах в Крыму и Литве, большинство караимов Восточной Европы после развала Восточного блока стали развивать только свою культуру, тщательно изымая из неё религиозные элементы.

Нам – современным караимам-просветителям, воскрешающим духовное наследие «Русских Караимов Ветхозаветного Вероисповедания» (то есть караимов всей Восточной Европы, в прошлом бывшей под властью Российской Империи) близки идеи караимских просветителей 19-начала 20 века – династии Луцких, Мордехая Султанского, династии Бабовичей, Авраама Фирковича, Шимона Шишмана об этногенезе караимов Европы в качестве древнебиблейско-тюркско-персидской общины – то есть остатка библейского Израиля по мужской линии и прозелитами – перешедшими в караимизм из других народов, смешанных с женщинами из среды тюрок-кыпчаков и хазар и персов-татов. В то же время нам абсолютно чужды безграмотные, антинаучные и попросту невежественные идеи-фантазии нынешних пантюркистов-популистов паншапшалистов, не знающих по настоящему, в отличие от блестяще образованного их духовного вождя С.М.Шапшала, ни одного караимского языка (не только иврита и арабского, на которых созданы тысячи караимских текстов, но даже и тюркского!), и пишущих свои любительские антинаучные статейки в основном по-русски или на другом славянских языках, утверждающих, что современные караимы -  это исключительно потомки хазаров-язычников.

«Хазарский след», сколь заманчивым он бы ни был в конце 19 начале 20 века - не объясняет всего сложного комплекса этногенеза караимов, и в особенности караимов Восточной Европы. Не выдерживает эта теория и проверки современной лингвистикой и генетикой. Все тюркские языки и диалекты, которыми пользовались караимы на протяжении своей истории принадлежат к кыпчакской и огузской подгруппам тюркской группы языков, а не к хазарской,  а с точки зрения ДНК – караимы Восточной Европы имеют не только тюркские, но и ближневосточные гены.

В смысле пантюркизма современных караимов Восточной Европы мы имеем дело с натоящим феноменом. Если ещё в Польше и Литве есть ещё отдельные люди способные читать, писать и даже говорить на караимско-татарском языке, языке, близком к языку средневекового «Кодекс Куманикус», то в России и на Украине таких практически нет, разве только те, что попытались усвоить крымскотатарский язык от вернувшихся из изгнания в Узбекистане крымских татар, куда последние были выгнаны Иосифом Сталиным.
Определяя себя в качестве неких мифических «караев» или "кераев", а уже не караимов, они, при этом, подчёркивают свою отдельность и обособленность как от иудеев, и даже от караимов Ближнего Востока, так и от самых близких к ним по языку (которого они, правда, в большинстве своём сами не знают!) крымских и литовских татар, карачаевцев, кумыков и прочих кыпчакских по принадлежности к языковой группе народов (именно к кыпчакской, а не к хазарской - ветви тюркских языков).

Сегодняшние светские лидеры караимов Восточной Европы в большинстве своём исповедют атеистический вульгарно-романтический национализм в духе конца 19- начала 20 века, разбавленный изрядной долей не менее вульгарного атеизма сталинистов.

Они говорят о некоем мифическом голосе крови, языка и культуры, не зная при этом по настоящему ни караимского языка, ни караимской культуры, и даже не являясь сегодня – в первом десятилетии 21 века - чистыми караимами «по крови», так как, как и все другие народы СССР, караимы смешивались с другими этносами. Более того – некоторые их лидеры являются христианами, тянущих караимов именно в  христианство! При этом – они и христиане-то очень малообразованные, христиане лишь по форме, но не по содержанию!

«Творчество» этих «писак» не выдерживает никакой критики. Караимы, по их писаниям, предстают одновременно наследниками монгольской культуры чингисидов и шумеров. В раздаваемых ими СМИ многочисленных интервью и статьях, они, которые не знают ни одного иностранного языка и поэтому не читают ничего из того, что собрано сегодня настоящими учёными о караимах, эти люди пишут и говорят о том, о чём не имеют ни малейшего представления. Эти председатели многочисленных караимских культурных сообществ говорят, например, о том, что караимы поклонялись орхонско-енисейским идолам Алтая в древности, и что караимы признают пророками Будду и Кришну!

Казалось бы, следуя логике пантюркизма, самым логичным было бы сегодняшним караимам Восточной Европы, коль скоро они стали большими пантюркистами, чем сам Кемаль Ататюрк, и отказались от своей библейской религии, - признавать себя крымскими татарами или даже хазарами, скажем, с особой религией – религией Моисея, то есть что-то типа той самоидентификации, какая была у части древних хазар. Но в том то и дело, что будучи под оккупацией сначала нацистов с их бредовыми расовыми теориями, и коммунистов, с их идеей о религии в качестве «опиума для народа» -  многие светские лидеры нынешних восточноевропейских караимов боятся религии – особенно караимской! - как огня. Куда лучше и безопаснее атеизм под «караимские пирожки» или даже христианство, которое исповедует большинство соседей караимов в России и Украине. Безопасней для них, так как для того, чтобы говорить о караимской религии, надо и древнебиблейский иврит знать, и историю. А так – никакой проблемы, ничего не знают, и поэтому пишут – что хотят!

Этим лидерам куда удобнее открывать национально-культурные центры, объявив себя исчезающим малым этносом, получая под это немалые средства от правительственных и международных организаций. Ведь на религии – что является делом выбора верующего! – деньги эти организации не выделяют. Более того, используя культовые здания караимов – кенасы – многие сегодняшние лидеры караимов Восточной Европы открывают в этих центрах прибыльные предприятия – кафе, музеи, культурные центры и тд! Лишь бы подальше держаться от религии Библии, а то вдруг опять кто-то может подумать, что караимы и иудеи происходят от библейских израильтян, только караимы от Общины Праведных, а иудеи – от фарисеев (о чём еще в конце 19-начале 20 века писал сам Шапшал! См. подписанный им и всей караимской общиной Петербурга «Письмо к фалашам» от 1896 года, где Петербургская караимскаяобщина, и С.М.Шапшал в их числе, объясняет фалашам, что хоть караимы и не евреи, но вместе с евреями происходят от библейских израильтян, только евреи стали иудеями-фарисеями, а караимы, уйдя из Палестины в Персию и Хазарию, сумели сохранить древнее учение и поныне держаться истинной Торы Моисея!). Вот эти безграмотные люди с русскими фамилиями в большинстве своём, и пишут одну лживые статьи за другими, создавая свои бредовые теории, противоречащие одна другой.

Сегодняшние атеистические лидеры караимов Восточной Европы предпочитают держать караимство в виде «Спящей Красавицы» – путь спит себе, дескать, под стеклянным колпаком, как в музее, под нашим присмотром, а на поддержание «музея» можно всегда получить от кого-нибудь средства.

Многие свесткие лидеры караимов Восточной Европы – не будем называть их фамилии, известные всем – предпочитают умертвить остатки караимской религии, только бы не потерять своего статуса в качестве светских лидеров культурных караимских сообществ, приносящих приличную прибыль тем, кто этим занимается. Но нет ничего нового под солнцем, и именно о таких людях таких написано  в Библии, что век их недолог, и что они – лжепастыри, волки в овечьих шкурах.

Большинство сегодняшних светских лидеров восточноевропейских караимов - это лжепастыри караимского народа.

По всей видимости, одним из исключений в этом смысле являются караимы Евпатории и Феодосии и еще нескольких общин, кто приветствуют нашу просветительскую деятельность, сами пытаясь воскрешать службы в кенасах. И наша Духовная Академия, и Центральное Правление получают много писем в поддержку нашей деятельности от караимов на местах. Если же приходят письма с оскорблениями и измышлениями, то всегда только от атеистических лидеров караимов, выросших при Сталине и поменявших сегодня партбилет на караимскую барашковую шапку председателя какого-нибудь культурного караимского объединения.

Но их время прошло, так как прошло время вульгарного национализма и борьбы с религией.

И большие нации, освободившиеся от ига нацизма и последовавшего за ним коммунизма, и малые европейские этносы, пострадавшие и перемещённые - крымские татары, чеченцы, ингуши, евреи и другие – не только сохранили и воскресили свой язык, но и свою религию, как только это стало возможным. В этом – единстве языка, духовно-материального наследия предков и религии – залог любого национального возрождения.

А по поводу псевдопантюркизма некоторых лидеров восточноевропейских караимов хорошо выразился наш друг г-н Алтай Уналтай, известный стамбульский интеллектуал и один из идеологов настоящего, а не вульгарного пантюркизма, редактор «Яриндергиси», (http://www.yarindergisi.com ; http://altayu.blogspot.com), приславший нам письмо следующего содержания:

Если Вы мне позволите высказать свою точку зрения по поводу тюрков, то, прежде всего, ни одна тюркоязычная нация не может существовать без монотеизма. Пан-тюркизм базирующийся на экстравагантном язычестве имеет не больше силы, чем сами языческие идолы.Мы, турки Анатолии являемся тюрками скорее в культурном плане, чем в этническом. Что касается, например, меня, то у меня смешанные крови – турецкая (стамбульских турок и тюрок Средней Азии), черкесcкая, курдская и арабская – и это только то, что мне известно, и одному Богу ведомо, какие крови во мне есть еще!Но я прежде всего турок-мусульманин, и горд этим точно также, как и все мои соотечественники. Мы, собственно, и стали нацией,народом, именно благодаря нашей религии – Исламу. Если бы не было религии – мы бы так и остались – тюркскими, курдскими, лазскими, черкесскими племенами. Словом, именно религия делает тюркское племя нацией.Вы конечно знаете, что Ислам уважает две другие авраамическе традиции – Моисея\Мусы и Иисуса\Исы. Поэтому, если наши братья-караимы из Восточной Европы, даже если и не станут мусульманами, но будут общаться с нами в качестве представителей религиозной традиции Мозаизма, мы будем счастливы их принять в наш круг. Но если кто-то из их среды захочет кооперироваться с нами, подавая себя, как наследников тюркского язычества, то время таких людей прошло. Ни один человек в Турции не будет их уважать. Это то, как мы в Турции мыслим и чувствуем. Для интеллектуалов моего плана есть в этом всём еще один момент. Учитывая перепетии человеческой истории, мне представляется, что тюрки как Моисеева закона (Торы), так и закона Мухаммада (Корана) были бы способны действовать сообща в деле разрешения мировых проблем и конфликтов, служа посредниками между враждующими сторонами (имеется ввиду прежде всего израильско-палестинский конфликт).Как бы там ни было, караимы восточноевропейского происхождения должны держаться крепко своей авраамичско-моисеевой веры. В противном случае их самих постигнет судьба языческих идолов.

 

Пришло время сказать правду. Превращённый в икону своими учениками, Серая Шапшал, гахам-атеист или, по крайней мере агностик, культ личности которого насаждаем лидерами восточноевропейских караимов и сегодня, как когда то был насаждаем в СССР культ личности Сталина, действительно спас караимов от физического уничтожения в годы нацизма, за что ему низкий наш всех поклон. Он внёс огромный вклад в изучение крымского караимского языка и других диалектов. Это часть его наследия заслуживает самого пристального изучения, что будет сделано в создаваемой нами Академии караимских языков и литератур имени Серайи Шапшала!

Но вот от сталинизма с его вульгарными теориями о религии как «опиуме для народа» – Серая Шапшал караимов не спас. Более того – именно Серая Шапшал совершенно сознательно отнял у караимов их религию, заставив караимов Восточной Европы встать на путь вульгарного местечкового национализма. Именно Серая Шапшал и особенно его ученики уже после его смерти принесли в результате лишь практически полное исчезновение караимства в Европе. «Пророчество» редакционной коллегии журнала «Караимская жизнь» 1912 года сбылось: «Если изберут гахамом Шапшала, это будет концом караимства».

Вот простая статитика.

Караимская община Египта в начале 20 века насчитывала пять тысяч человек, переселившись в Израиль, и приняв в качестве своей самоидентификацию не национальную, а именно религиозную с её заповедью «плодитесь и размножайтесь», открыв 12 кенас, насчитывает сегодня от 25 до 30 тысяч человек! В каждой караимской семье в Израиле, имеющей корни не только в Каире, но и три поколения назад – в Польше и Литве, Украине и России, по 3-5 детей в среднем.

Караимы же Восточной Европы, взяв в начале 20 века под руководством С.М.Шапшала курс на вульгарно-романтический национализм псевдодарвинистского образца, а потом и на атеизм сталинского толка, из некогда 13-тысячной общины превратились в умирающий этнос в пару тысяч человек, а может во время написания этих строк – уже только одну тысячу человек, - смешанного, далеко уже не чистого караимского, происхождения.

Об опасности светкого национализма и о грядущей гибели Восточноевропейского караимства в случае замены караимской религии национализмом еще в 1937 предупреждал последний русско-египетский гахам Товий Симонович Бабович, наш духовный наставник, которого мы хоть в живых уже не застали, но благодаря его трудам и воспоминаниям, сохранённых у египетских караимов, учимся и постигаем мудрость этого духовного старца - истинного, а не мнимого, вождя восточноевропейских караимов. В своём письме к одному из выдающихся караимских учёных-тюркологов Ананию Александровичу Зайончковскому: 

 «[еще] 30 лет тому назад караимы руководствовались не принципом национализма, а принципом религии, а религия такая неразрывная связь, что другой подобной связи, по-крайней мере, я не знаю. Когда же мы [уже после революции] решили, хотя и молчаливо, мало обращая внимания на сохранность этой связи, выдвинуть вперёд новую связь, так называемый национализм, то мы и начали терпеть фиаско. Новая связь оказалась слишком слабой связью и никак не могла выполнить роль первой испытанной связи... и печальные результаты положения на лицо. Вы скажете, что мы от религии никогда не отказывались и не думаем отказаться. Да, в этом Вы вполне правы, но мы перестали считать религию краеугольным камнем нашей жизни, и от этого получается такое положение, что, как Вы пишете в предыдущем письме: «У нас, к сожалению, дело обучения караимской религии и [древнебиблейскому]языку обстоит очень слабо. Нет специалистов, хороших педагогов, а наши законоучителя вправду сказать, большие лентяи!..» Вы опять скажете в оправдание, что мы ведь стараемся, дескать, и не наша вина, если наши старания не увенчаются успехом. На поверхностный взгляд Вы будете правы, но если углубиться немножко в корень вещей, то окажется, что здесь, как и везде, действует неотменный закон общественной жизни, которая гласит»: по спросу и предложение», и что я был прав, когда говорил, что у нас национализм вытесняет религию.Но национализм, который имеет всегда тенденцию скользнуть на путь шовинизма, зыбкая почва даже для народностей, насчитывающих своих сынов миллионами, и связанных общностью территории, языка, культуры и т.д., а для такой малюсенькой нации, как караимы, он принесёт смерть, если только религия будет им окончательно вытеснена. Но Бог милостив, и здравый рассудок должен подсказать караимам, что единственным признанным  эликсиром для них является религия. И потому надо, не дожидаясь того, что следующие поколения позаботятся, теперь же надо направить все силы к тому, чтобы воплотить религию в жизнь подрастающего поколения, если, разумеется, не желаем мы, чтобы наша нация исчезла с лица земли. Не то, наша участь решена, чего не дай Бог.[...Здесь заканчивается текст письма по-русски,следующий абзац переведён с древнебиблейского языка] Кто виноват в столь ничтожном количестве караимов? Не национализм ли, который мы толкуем очень узко!? Мы закрыли двери караимской «уммы». Запечатали их наглухо. В результате, среди нас существует утечка вовне, и никакого притока вовнутрь. Однако непреложный закон жизни гласит, что ни один живой организм не может оставаться живым в случае лишь  постоянного оттока жизненных сил, без притока сил новых и свежих. Именно поэтому по моему глубокому убеждению мы должны отказаться от политики закрытых дверей, и подобно всем народам и религиям на земле, перейти к политике открытых дверей. Мы должны сделать всё, чтобы к нам приходили новые люди, становясь частью нашей «уммы».[...]В отношении же людей, которые отличаются особыми заслугами перед караимской «уммой» можно принимать решения о приёме их в караимскую «умму» через решение духовного совета. 
 Труды караимских гахамов, просветителей и учёных 19 века – семьи Луцких, М.Султанского, АФирковича, Т.Бабовича, И.Казаса и С.Шишмана, а также современных независимых от караимов и фарисеев исследователей- профессоров Нафтали Видера, Йорама Эрдера, Тапани Харвиаинена несомненно доказали, что первые караимы появлись задолго до Анана бен Давида из Багдада 8 века, бывшего важным, но далеко не первым религиозно-политическим вождём караимов. После всех этих исследований совершенно очевидно, что разные группы караимов различного происхождения просто смешивались друг с другом на протяжении веков, всегда осознавая себя частью единой караимской уммы – «Царства священников и Святого народа» ИЕГОВЫ АЛЛАХА ТЕНГРИ ЙАРАТЫВЧЫ - Бога Единого и Всевышнего, Творца Неба и Земли.

Именно поэтому караимы антропологически разнородны. Нет ни единой караимской крови, не караимского гена, ни даже единого караимского языка, именно потому, что караимы из разных общин, нередко удалённых друг от друга на тысячи километров, женились и выходили замуж, и, таким образом, друг с другом перемешивались.

 

Итак, подведём предварительный итог.

Зародившись в недрах библейского Израиля, караимизм в качестве независимой и самостоятельной авраамической  религии Моисеева Закона - Дат Бней Микра – Религии Сынов Св. Писания,  а не секты или идеологии отдельного народа, постепенно распространился по всему миру в средние века среди разных племён и языков: с Ближнего Востока вплоть до литовских озёр Тракая на севере и эфиопских и йеменских гор на юге, и от Марокко и Андалусии на Западе Средиземноморья до Великой Степи Хазарии и Кедара (Крым, Кавказ, Средняя Азия, Золотая Орда на Востоке). Варьируясь и обогащаясь трудами богословов разных караимских школ- Феса, Андалусии, Александрии, Каира, Дамаска, Иерусалима, Багдада, Басры, Хита, Тракая и Крыма – караимизм стал самой малой из мировых авраамических религий.

Какова бы ни была самоидентификация египетских и турецких караимов на сегодняшний день, мы, Духовная Академия и Центральное Правление, как правоприемники Русских Караимов Ветхозаветного Вероисповедания – признанной отдельной конфессии в Российской Империи вплоть до 1917 года, вслед за нашими предками повторяем свою приверженность формулировке общекараимского съезда, появившейся при С.М. Шапшале до его впадения в романтическо-националистический пантюркизм:

«Караимы, являясь коренными обитателями Крыма, представляют собой объединённую общностью веры, крови, языка и обычаев особую народность, издревле сохраняющую неразрывную духовную связь со своими Константинопольскими, Иерусалимскими и Египетскими единоверцами»

Общенациональный караимский съезд, 28 августа 1917 года.

Известия Таврического и Одесского Караимского Духовного Правления. Евпатория, ноябрь 1917 года.

 

Милостью Божией, благодаря деятельности будущих выпускников Духовной Академии и караимов-просветителей, сотрудничающих с нашим Центральным Правлением, через четверть века концепция карайлар – псевдо-пантюркской русскоговорящей группы людей, искуственно созданной полуязычниками-полуатеистами 20 века - будет ассоциироваться с непродолжительным этапом тьмы и заблуждения в истории караимов Восточной Европы, канувшем в Лету, сгинувшим вместе с его лидерами в недрах истории. Тогда как слово караимы на всех славянских языках -так же как сегодня на европейских и семитских – будет снова ассоциироваться прежде всего именно с приверженностью религии караимов, как это было до 1917 года, а уже только потом – с культурой и обычаями.

Вместе с тем, Русские Караимы Заграницей сегодня, в качестве правоприемников Русских Караимов Ветхозаветного Вероисповедания б.Российской Империи и караимов Османской Империи, не намерены отказываться ни от чего положительного и ценного в наследии наших восточноевропейских предков, включая и наследие нашего выдающегося деятеля - С.М. Шапшала. Наряду с религией и духовной историей, мы изучаем язык, культуру, традиции и обычаи наших восточноевропейских предков.

Как караимы делали всегда: всё ценное из опыта наших предков изучим и примем, всё неправильное – изучим и отринем.


 

Гершом Киприсчи, Гахамбашы Русских и Османских Караимов Крымско-Кедарского Толка Заграницей,
Почетны Президент Караимской Духовной Академии им. Йусуфа ибн Бахтави и С.М.Пампулова
ВСЕ ПРАВА СОХРАНЕНЫ